Размер шритфа:
Цветовая схема:
Интерлиньяж:
Кернинг:
ТЕРЕНТЬЕВ
МИХАИЛ БОРИСОВИЧ
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации восьмого созыва
Telegram Версия для слабовидящих Обычная версия
НОВОСТИ
16.04.2009
Стенограмма "круглого стола" на тему: "О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов"

С Т Е Н О Г Р А М М А

"круглого стола" комитетов по международным делам
и по труду и социальной политике на тему: "О перспективах ратификации и проблемах реализации
Конвенции ООН о правах инвалидов"


Здание Государственной Думы. Зал 830.
13 апреля 2009 года. 15 часов.

Председательствует председатель Комитета Государственной Думы по международным делам К.И. Косачев

Председательствующий. Уважаемые коллеги, друзья, мы, депутаты Государственной Думы, члены комитетов по международным делам и по труду и социальной политике, рады приветствовать на нашем "круглом столе" коллег из исполнительной власти, представителей министерств и ведомств, аппарата Уполномоченного по правам человека, Центризбиркома России, Оргкомитета "Сочи-2014", общественных организаций инвалидов, совместно с которыми мы приступаем сегодня к работе по подготовке к ратификации Конвенции ООН по правам инвалидов.
К этому нас обязывает, разумеется, и наша совесть, если хотите, и гражданская, и человеческая, и политическая, и, разумеется, отношение к данному документу Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, который буквально несколько дней назад дал публичное поручение в адрес правительства: подготовить комплексные предложения по ратификации этой конвенции до конца текущего года.
Я хотел бы подчеркнуть, что наш "круглый стол", он планировался не в увязке с заседанием Совета по делам инвалидов, но так получилось, что по времени эти два мероприятия совпали. И фактически наш "круглый стол" становится логическим продолжением той работы, которую по инициативе Президента Российской Федерации сегодня разворачивают органы государственной власти и в центре, и в регионах и, что самое главное, наверное, в данном контексте, в экспертном сообществе.

Само по себе воссоздание Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации, напомню, что предыдущий совет действовал с 1996 по 2001 год, проведение 7 апреля первого заседания этого воссозданного совета стало наглядным проявлением того особого внимания, которое вновь начинает уделять наше государство проблемам инвалидов, решению текущих ситуаций и переводу заботы об инвалидах на системный уровень.

Я хотел бы напомнить, что далеко не случайно президент, подводя итоги очень критической, но в то же время очень конструктивной дискуссии, которая состоялась на этом совете, и, кстати, в этой дискуссии принимали участие и многие депутаты Государственной Думы, в том числе присутствующие здесь, так вот, далеко не случайно Дмитрий Анатольевич Медведев указал на то, что оценка эффективности деятельности власти напрямую зависит от успешной реализации программ, связанных с инвалидами.

Говоря о конвенции, президент отметил, что, это я цитирую: "Очень непростой для страны документ, который накладывает на нас весьма и весьма серьёзные обязательства. И Россия, как ответственный член международного сообщества, должна будет принять все меры для её исполнения. Соответственно, от нас потребуется и корректировка законодательной и нормативно-правовой базы, и значительные финансовые затраты, что конечно, в нынешней ситуации непросто. Тем не менее мы к этому готовы". Конец цитаты.
Поставлена конкретная и ясная задача: подготовить комплексные предложения по ратификации конвенции и представить их уже в окончательном варианте до конца года. Это та работа, которую предстоит проделать правительству. Мы исходим из того, что поручение президента будет, безусловно, выполнено. Что эти предложения будут подготовлены в срок. А это значит, что в контексте этих предложений будут определены сроки, условия представления этой конвенцию на ратификацию в Государственной Думу, после чего уже у нас, у депутатов, а вслед за этим у наших коллег в Совете Федерации, появится поле для конкретной работы.
Цель сегодняшнего "круглого стола": продолжить такой же заинтересованный, такой же конструктивный разговор о наболевшем, о проблемах инвалидов, которых сегодня в нашей стране насчитывается около 13 миллионов человек, о проблемах общества, о проблемах государства, возникающих в этой связи. И самое главное - о путях решениях этих проблем.

Позволю себе ещё раз процитировать Президента России, который говорил о зрелости государства, общества, соответственно, об успехах тех или иных органов власти как о критерии, по которым можно судить и как они относятся к инвалидам.

Я хотел бы напомнить, что сама по себе конвенция, о которой мы сегодня говорим, принята Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, она вступила в силу 3 мая 2008 года, чуть менее года назад. Конвенция направлена на установление единых норм и принципов, которыми должны руководствоваться государства - участники, в отношении к людям с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными и сенсорными нарушениями, мешающими полному и эффективному их участию в жизни общества.
До принятия данной конвенции права инвалидов не закреплялись в каком-либо едином международно-правовом документе, так что мы имеем дело с принципиально новой ситуацией, по отношению к которой принципиально по-иному предстоит определиться и нашей стране.

Главным принципом, заложенным в конвенции, является обеспечение вовлеченности всех людей с инвалидностью в полноценную жизнь наравне с другими членами общества. Рассматривая инвалидность не как вопрос медицины, благотворительности или зависимости, конвенция требует, чтобы люди во всем мире понимали её как вопрос прав человека. И я считаю это принципиальнейшей позицией этой конвенции, которую мы, безусловно, должны принимать не просто во внимание, а во исполнение и на уровне нашей законодательной, и на уровне нашей исполнительной практики.

Одновременно с конвенцией, позволю себе напомнить, был принят и он тоже вступил в силу, факультативный протокол конвенции. Россия подписала конвенцию 24 сентября 2008 года. По состоянию на март 2009 года, это самые свежие сведения, конвенцию подписало 139 государств, факультативный протокол 82, 50 из них являются участниками конвенции, 29 - участниками факультативного протокола. По официальным данным ООН конвенция затрагивает примерно восемь процентов населения планеты, то есть порядка 650 миллионов человек.

В Российской Федерации, как я уже говорил, по официальной статистике, по данным Минздравсоцразвития насчитывается 13 миллионов инвалидов. Тот факт, что от скорейшей ратификации конвенции российским парламентом зависит самочувствие и настроение миллионов наших сограждан, думаю, не подлежит дискуссии и, естественно, должен подвигать всех нас к дружной и плодотворной работе, которой мы, наверное, нашим "круглым столом" сегодня и даём начало.

Но я хотел бы подчеркнуть, что для нас ратификация и введение в силу конвенции должно стать очень хорошо подготовленным актом с тем, чтобы это не было просто волеизъявлением Государственной Думы, которая бы ничем не сопровождалась с точки зрения практических действий исполнительных органов власти. Совершенно очевидно, что самой ратификации конвенции должна предшествовать очень серьезная подготовительная работа этих исполнительных органов власти с тем, чтобы мы не поставили нашу страну в тяжелое положение, когда мы помимо неисполнения каких-то очевидных социальных обязательств перед теми людьми, которых затрагивает эта конвенция, ещё и вошли бы в режим противостояния с международным сообществом, противоречия нашей реальной практики, тому, к чему нас эта конвенция обязывает. Вот принципиальная позиция, которую я тоже хотел бы сегодня вынести на наше обсуждение.

Мы должны говорить как о сроках, оптимальных сроках ратификации этой конвенции, так и об условиях этой ратификации с тем, чтобы она в максимальной степени отвечала, ещё раз повторю, и интересам инвалидов, и интересам нас в целом как российского государства.
Вот несколько вводных замечаний. Я хотел бы сейчас предоставить слово своему коллеге Ильдару Нурулловичу Габдрахманову, который представляет Комитет по труду и социальной политике. И после этого у меня есть целый перечень записавшихся. Я благодарен всем, кто откликнулся на наше сегодняшнее приглашение. Я вижу, что интерес к сегодняшнему "круглому столу" очевидный, это значит, что мы правильно и своевременно нашли тему для сегодняшнего обсуждения, для нашего "круглого стола".

Полный текст стенограммы "круглого стола"






  • 05.02.2024   Более двухсот лыжников стали участниками VIII Всероссийской детской инклюзивной гонки «Лыжня здоровья» в Дмитрове
  • 25.12.2023   Заместитель председателя Комитета Госдумы по труду социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев подвел итоги законодательной деятельности 2023 года
  • 25.12.2023   Принят закон о комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
  • 10.08.2023   В «Единой России» подвели итоги доступности бюро медико-социальной экспертизы