Размер шритфа:
Цветовая схема:
Интерлиньяж:
Кернинг:
ТЕРЕНТЬЕВ
МИХАИЛ БОРИСОВИЧ
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации седьмого созыва
Facebook twitter Instagram Версия для слабовидящих Обычная версия
НОВОСТИ
20.02.2009
Инвалида по зрению не пропустили на борт самолета "Сибири"
Interfax-Russia.ru – Авиакомпания "Сибирь" отказалась принять на борт незрячего пассажира - "в соответствии с внутренней инструкцией".

18 февраля в аэропорту "Домодедово" незрячего пассажира Павла Обиуха не пропустили на борт самолета авиакомпании "Сибирь". В результате инвалид не смог вовремя вылететь в Казань и был вынужден покупать билет у авиакомпании "Татарстан". Лишь с такой нервотрепкой Обиух смог добраться до Казани, куда отправлялся в командировку. Обратно в Москву он тоже намерен лететь рейсом авиакомпании "Татарстан". По словам инвалида, на его билете в оба конца представители авиакомпании "Сибирь" написали: "в перевозке отказано в соответствии с внутренней инструкцией".

Произошедший инцидент быстро стал известен общественности и вызвал бурю негативных эмоций. В Росавиации сказали "Интерфаксу", что намерены расследовать произошедшее, однако для этого нужна официальная жалоба инвалида. "Если в Росавиацию и Ространснадзор будет направлена официальная жалоба от пассажира, то ведомства начнут расследование, на основании которого будут сделаны соответствующие выводы", - поясняют авиационные чиновники и подчеркивают, что в случае, если компания окажется виновна, Ространснадзор может наложить на перевозчика административные меры, то есть оштрафовать.

Авиакомпания "Сибирь", попавшая в эпицентр очередного скандала (в 2008 году Черемушкинский суд Москвы частично удовлетворил иск инвалида-колясочника Натальи Присецкой к этой авиакомпании в связи с отказом допустить ее на борт самолета без сопровождающего лица) пока хранит молчание. Никто из официальных лиц не прокомментировал произошедшее. Неизвестно даже, извинились ли в авиакомпании перед инвалидом. Сам Павел Обиух говорит, что в Казани представитель "Сибири", связавшись с ним по телефону, предложил ему купить за счет авиакомпании билет на самолет "Татарстана", а по возвращению в Москву - написать заявление о возмещении стоимости неиспользованного билета.

"Почему они предложили билет не на свой самолет, по меньшей мере, странно. Складывается впечатление, что эта авиакомпания в принципе не хочет возить инвалидов", - говорит Обиух. Стоит отметить, что инвалид отказался от этого предложения, поскольку уже имел новый обратный билет, оплаченный Региональной общественной организацией инвалидов (РООИ) "Перспектива" (Москва) по безналичному расчету. "Мое решение не было связано с какими-то эмоциями, я полечу какой угодно авиакомпанией, в том числе и "Сибирью", лишь бы перевезли. Но ведь эта компания мне уже раз отказала! А вот авиакомпания "Татарстан" перевезла без проблем!", - говорит Обиух.

Так что это: самоуправство авиакомпании "Сибирь", их дотошное следование инструкциям или недостаток персонала на бортах для сопровождения? Известно, что перевозка пассажиров-инвалидов регулируется Федеральными авиационными правилами (ФАП, пункт 82) и статьей 107 Воздушного кодекса РФ.

В соответствии с Воздушным Кодексом перевозчик может отказать пассажиру, расторгнув в одностороннем порядке договор о перевозке, если состояние пассажира требует особых условий воздушной перевозки. Пассажир должен сообщить о своем состоянии заблаговременно, чтобы авиакомпания могла подготовить воздушное судно. Также согласно правилам, для ухода за пассажиром-инвалидом, обеспечения его безопасности и безопасности других пассажиров, безопасности полета в целом при возникновении внештатной ситуации необходим сопровождающий. Вот и Павла Обиуха не пропустили на борт самолета, сославшись на то, что он должен находиться на борту самолета в присутствии сопровождающего или собаки-поводыря…

Состыковка предписаний и действительности заставляет предположить, что, по-видимому, одни и те же правила разными авиакомпаниями трактуются по-разному. Иначе почему одна авиакомпания берет на борт незрячего пассажира, а другая нет?

Обиух уже заявил о том, что по возвращению в Москву встретится с юристом и руководством "Перспективы", чтобы обсудить дальнейший план действий "по доведению ситуации до логического конца". Он также отметил, что претензий к "РусАэро", через которую приобретался билет в Казань на самолет АК "Сибирь", у него нет. "У меня претензии только к "Сибири". Есть свидетели – сотрудники медпункта в "Домодедово", при которых представитель этой авиакомпании подтвердил, что отметка на билете о том, что пассажир незрячий, есть".

О какой сумме иска о возмещении морального вреда к АК "Сибирь" пойдет речь, Обиух пока затрудняется ответить. "Миллион, не миллион, лично для меня это неважно, но, к сожалению, авиакомпания не сделала никаких выводов по случаю с инвалидом-колясочником Натальей Пресецкой, которую летом прошлого года также не пустили на борт самолета АК "Сибирь", - сказал собеседник агентства. Обиух напомнил, что вместо 1 млн рублей, которые потребовала истица, суд обязал выплатить ей только 50 тыс. рублей. "Видимо, надо их наказать на более крупную сумму", - считает инвалид.

Если разразившийся скандал все-таки дойдет до суда, не исключено, что камнем преткновения может стать своевременность информирования авиакомпании о состоянии пассажира. Обиух подтвердил, что в заявке "Перспективы" на билет в "РусАвиа" сначала не было информации, что пассажир - инвалид по зрению. "Но через некоторое время представитель нашей организации перезвонил и передал эту информацию", - сказал Обиух "Интерфаксу".

Происшествие в московском аэропорту уже заставило высказаться Общественную палату РФ и Минздвавсоцразвития. В Общественной палате назвали отказ авиакомпании "Сибирь" в посадке на самолет инвалида по зрению нарушением закона. "Иначе как безобразием такую ситуацию не назовешь: в Федеральных авиационных правилах четко зафиксировано, что перевозка пассажира, лишенного зрения, согласовывается с перевозчиком при бронировании билета. Павел Обиух при покупке билета предупредил о своей инвалидности компанию. Отказ в посадке на рейс в подобных условиях - прямое нарушение", - заявила "Интерфаксу" председатель комиссии по социальной и демографической политике Общественной палаты РФ Александра Очирова. Она отметила, что не понимает, "почему инвалидам, на долю которых и так выпало тяжелое испытание, в нашей стране до сих пор не могут создать нормальные человеческие условия".

В свою очередь Минздравсоцразвития РФ пообещало разработать меры, которые бы повысили ответственность авиаперевозчиков за обеспечение прав инвалидов. "В данном случае налицо ущемление прав человека, прав инвалида. Если у авиакомпании не было возможности обеспечить сопровождение незрячего пассажира, они должны были предупредить об этом на этапе покупки билета, то есть, по сути, до заключения соглашения о предоставлении услуг", - сказала директор департамента социальной защиты Минздравсоцразвития России Ольга Самарина. Самарина подчеркнула, что в рамках плана действий по реализации конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной РФ в 2008 году, министерство "постарается предусмотреть меры по недопущению подобных действий в отношении людей с инвалидностью".

Но что бы не решил суд, и какие бы действия не последовали со стороны чиновников, случившееся показало: до создания безбарьерной среды для инвалидов в нашей стране еще очень и очень далеко.

Обозреватель Любовь Третьякова. Interfax-Russia.ru






  • 01.08.2020   Михаил Терентьев: Доработанный перечень требований для строительства зданий повысит качество доступной среды для инвалидов
  • 30.07.2020   Трудности проживания: с какими проблемами сталкиваются инвалиды при получении жилья?
  • 23.07.2020   Михаил Терентьев подвёл итоги весенней сессии Госдумы
  • 22.07.2020   Терентьев выступил с предложениями усовершенствовать процедуру заочного переосвидетельствования инвалидности в органах МСЭ